Сергей Калугинъ ([info]kalugin) wrote,

Конец Великой Ролевой Игры, или "Здорово, Петька!"

Сергей, как вы относитесь к РПЦ? Считаете, что происходит сейчас в России, возрождение РПЦ или Духовности, Веры? Связаны ли для вас эти понятия?


То, что происходит сегодня в России и  шире - европейской цивилизации, -  это тотальный кризис идентичности.  Мы перестали понимать, кто мы, что мы, откуда и куда. Пока сохранялся становой хребет нашей культуры, было возможно единство судьбы и персоны. То есть человек знал : "Я профессор. Я трактирщик. Я епископ." И никаких сомнений в том, что это именно так, не возникало. Это было незыблемо, как Луна и закат над заливом. Первый удар по этой незыблемости нанесли в своё время большевики , что гениально отразил Хармс:

ПИСАТЕЛЬ: Я писатель!
ЧИТАТЕЛЬ: А по-моему, ты говно!
(Писатель стоит несколько минут потрясенный этой новой идеей
и падает замертво.
Его уносят.)

2.
ХУДОЖНИК: Я художник!
РАБОЧИЙ: А по-моему, ты говно!
(Художник тут же побледнел, как полотно. И как тростиночка закачался.
И неожиданно скончался. Его выносят.)

3.
КОМПОЗИТОР: Я композитор!
ВАНЯ РУБЛЕВ: А по-моему, ты говно!
(Композитор, тяжело дыша, так и осел. Его неожиданно выносят.)

4.
ХИМИК: Я химик!
ФИЗИК: А по-моему, ты говно!
(Химик не сказал больше ни слова и тяжело рухнул на пол.)

Вот так это начиналось. Этот первый удар ещё не был смертельным, через несколько лет в империи Сталина профессора снова стали профессорами,  а композиторы -композиторами. Их давили, разумеется, но ни сами они, ни их гонители не подвергали сомнению то, что гонят они именно профессоров и композиторов. Помогла идеология, которая всё же была продуктом европейского сознания - пусть и дебильным, и зверским. И относительно этой идеологической хребтины само понятие "профессор"или "композитор" обретало жизнь и смысл. Судьба и персона снова были вместе. Профессор шел в лагерь как профессор. Там ему, конечно, быстро объясняли, что он говно, но, рубя лес, он оставался профессором. Даже для большевиков, не говоря уже о том, что за кордоном существовал целый мир, для которого существование профессоров и трактирщиков было чем-то само собой разумеющимся. Поэтому человек  знал, что пусть для тех жизненных обстоятельств, в которых он оказался, он всего лишь ЗК номер 345723, но НА САМОМ ДЕЛЕ он профессор.
    Так вот, сегодня рухнуло это самое НА САМОМ ДЕЛЕ. И тут мы опять впереди планеты всей. В Европе ещё проводятся философские конгрессы, и общество на них как-то реагирует, хотя бы в лице властей. Вывешиваются рекламные щиты с мордами философов. Философы эти сомнительные, целый пласт мысли попросту зачёркнут и запрещён вплоть до тюрем ( в свободной Европе ещё можно угодить за решётку за мысль! О, счастье! ). У нас же философский конгресс - это пьянка маргиналов. Всё. 
   Тотальный снос основ связан с информационным шквалом, когда, по меткому выражению Борхеса, "Традицией становится весь универсуум", то есть рушатся границы, казавшиеся природными.  А ведь только благодаря наличию стеклянных границ вино в бутылке является вином. Разбей бутылку - и не будет никакого вина, будет лужа, впитывающаяся в землю. В рамках традиционной культуры трактирщик вызревал как вино, его дед и отец были трактирщиками, и они ходили к обедне в эту церковь, стоящую на этом месте уже 700 лет, и все они были жуликоваты, и вот он - типаж, единство судьбы и персоны! Трактирщик Пьетро, ни секунды не сомневающийся в том, что он трактирщик, всегда готовый подсунуть три корочки благородному сеньору. У него нет и не может быть духовных проблем - он регулярно подаёт нищему 2 гроша и покупает к празднику большую свечу. Так было всегда.Так будет всегда. Солнце кружит над незыблемым миром."Ткачи знают, что они -ткачи"(С)Пелевин.
         Век 20й сорвал с места народы, умы, судьбы. Зайдем сегодня в трактир - кто за стойкой? Юзеф из Чехии.Он бежал от коммунистов и уехал в 68м в Америку, тусовался с хиппи, жрал ЛСД. Потом сколотил группу, она развалилась, он записался в гималайскую экспедицию, по пути отстал и 6 лет прожил в ашраме у Мозгопудра Свами, потом уехал во Францию и поступил в иностранный Легион, воевал где-то в Африке, получил гражданство...Перебрался в Неаполь. И вот он стоит перед нами, с седым хвостиком. Делает вид, что он - трактирщик. А мы стоим перед ним и (вспомним свою судьбу) делаем вид, что мы туристы. Что мы русские. Что мы православные. Что у нас есть профессия (дунь ветер, и где она - эта профессия?). Что у нас есть ВЗГЛЯДЫ. На самом деле мы ВСЁ ПОНИМАЕМ. И он ВСЁ ПОНИМАЕТ. И наливает нам нашу граппу . Такие дела.
      Вспоминается старый анекдот. Встречаются как-то Фантомас и Мао Цзе Дун. Выпили, закусили. Мао просит : "Фантомас, сними маску!". "Ладно, только и вы, Председатель Мао, снимите!". Сняли. "Здорово, Петька! - Здорово, Василий Иваныч!". 
    В современной России единство судьбы и персоны являет собой пожалуй только ГАИшник. Вот он как был собой в 75м, так и остался. И то не всякий, есть и такие, что "А то, что он машет дубинкой, - таков его имидж, а то, что он дует в свисток, - это тонкий пристёб"(С)Силя. Все остальные, вплоть до олигархов, в своё время просиживавших штаны в НИИ за 120 руб и на комсомольских собраниях, и президента (думаете Медведев полагает всерьёз, что он президент?), прекрасно знают, что никакие они не олигархи и не президенты. Так, рябь на поверхности мироздания. Сегодня есть - завтра нет. Буддизм победил. Даже бандиты у нас в 90е занимались тем, что играли в персонажей "Криминального Чтива". При этом делая друг в друге настоящие дырки.
  Те, на ком лежит ответственность за общество, сами ни черта не веря даже в себя, не то, что в свою роль, отчаянно пытаются создать у "ботвы" ощущение некоей стабильности, чтобы люди хоть как-то ощутили почву под ногами. Им в этом помогают начитавшиеся Дерриды политтехнологи. Отсюда "Неосоветский проект", 9е мая, которое скоро с помпой будут отмечать. Народ возмущается : "Столько денег угрохали, лучше бы ветеранам отдали!". Блин, да срать им на ветеранов, они совсем другим заняты. Им нужен хоть какой-то миф, скрепляющий реальность, всё же ползёт по швам. А тут ещё куча мусульман пока всерьёз себя считают мусульманами, они ж сметут всё. У них миф есть - а у нас нет. Одно 9е мая и....РПЦ. 
   Вот и до РПЦ добрались. 
Один мой друг, назовём его Миша К., человек не сильно церковный, надумав жениться, решил всё сделать по-честному. Он стал искать самого сурового, самого духовного батюшку в Москве. Нашёл. Батюшка - супер. Аскет аскетом, седой хайр до пояса, светится насквозь, ходит - как летает, не касаясь пола. Брянчаниновец, само собой. Глаза - два синих карбункула. Ладан, а не человек. Ну, вкатил им с невестой этот батюшка епитимью по полной программе. Ребята 2 месяца по 500 поклонов клали, не жрали ничего , тока молились. Поженились. Потом выяснилось, что в христианство этот батюшка обратился под влиянием Коли Т., которому в своё время наш Миша К . засрал мозги Кастанедой и Гурджиевым. Миша был в ярости. "Это что же! - орал он - получается я сам себе 500 поклонов вкатил!!". 
   Тут дело-то не в том, что раз так, то, типа, батюшка не настоящий. Настоящий, то-то и оно. Просто сама идея искать опору вовне - абсурдна. Она в нас, и нигде больше. Всё остальное расползается в руках, течёт сквозь пальцы. Попытка найти духоносного старца (ребята!На дворе 2010й!) приводит к тому, что ты на коленях приползаешь в келью, перед которой толпятся несчастные сельские жительницы и бывшие библиотекарши из райцентра со страшной женской судьбой, поднимаешь очи - и видишь Ваську Степпенвольфа. Как сейчас со стрита, только хайр поседел, и прикид прикольный. "Здорово, Петька! - Здорово, Василий Иванович!". Даже если он на твоих глазах сквозь стенку пройдёт и вернётся, ты его только и спросишь : "Ну, Васёк, ты даёшь ваще! Ты где такую сиддху накопал?". 
   А иерархи, такие торжественные в своих дед-морозьих прикидах....Кто они? Они дядьки, которые по вечерам садятся, охватив голову руками, и думают : "Мама, кто я на этой Земле?(с)Наумов. Думаете хоть кто-то из них всерьёз знает про себя, что он - митрополит? Бросьте. Те, кто честен  и не дурак, давно прекрасно всё понимают. Каждый из них одновременно епископ, бизнесмен, бывший агент КГБ Голубцов, влиятельная фигура истеблишмента, политик, любящий дедушка (был в молодости грех. Теперь же надо внучку в Кембридж устраивать, как иначе...Деньги не проблема). И ещё он очень любит литургию и старое пение, и опекает хор Nского монастыря. А в войну он воевал и такого насмотрелся... У него два ордена Красного Знамени. Верит ли он в Бога? Он молится. Больше нечего сказать.  А вокруг него - хиппьё. (Я по стритовым кличкам знаю половину патриархийных активистов). И это хиппьё ему мозг проедает советами, как ему рулить. А на нём - дикая ответственность, и бабки, и храмы, и недвижимость, и судьбы....И ГОСУДАРСТВУ НАДО, чтобы вся его контора была и как-то это государство скрепляла. Потому что во всём этом бедламе только Церковь как-то и тянет эту линию преемственности из прошлого...ВЕРА ОТЦОФФ, блин. Ничего другого нет. Вот и Путин стоит со свечкой. Этим грех не воспользоваться, государство можно и нужно использовать. А Государство - использует Церковь. Так и пляшут на канате, кто кого перетянет, с ненавистью глядя друг другу в глаза. Много лет пляшут. Где здесь Христос? При чём Он здесь? Разве что, в любви, которую Он щедрой рукой льёт и на канатных плясунов, и на бывшего хиппа в келье, и на бабку у свечного ящика, и на внучку в Кембридже (поступила-таки! Ну, кто бы сомневался!), и на  бывшую библиотекаршу с трудной женской судьбой...И на олигарха, который кричит от ужаса во сне на своей яхте стоимостью в годовой бюджет небольшого государства, - олигарху приснилось, что Лысый впарил ему возле "Мелодии" на Калининском палёные джинсы. И на всех на нас. И сие есть Духовность. Всё остальное - вибрации Пустоты. 

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 434 comments
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →

[info]anris

May 1 2010, 13:38:26 UTC 2 years ago

Сергей, простите дуру грешную. В общем почти согласен с вами, конечно да...

Но вот Вас сейчас точно не занесло, Вы реально считаете что так вообще оно и есть, а не бесы картинку на жопу подменили, мм?

[info]kalugin

May 1 2010, 13:53:28 UTC 2 years ago

:)

[info]anris

2 years ago

[info]kalugin

2 years ago

[info]metaloleg

May 1 2010, 13:42:33 UTC 2 years ago

Сергей, а выход из этого кризиса? Каким он может или должен быть?

[info]kalugin

May 1 2010, 14:47:37 UTC 2 years ago

Brave New World

[info]http://sepulcarium.org/blog/

May 1 2010, 13:47:01 UTC 2 years ago

Ну что-то вроде. Но что в этом плохого? Традиционное общество мертво, так порадуемся этому.

P.S. А вот что будет, когда начнёт размываться биологическая идентичность Homo Sapiens? Киборгизация, игрища с генетикой. Это дело не такого уж далёкого будущего.

[info]az_greshny

May 1 2010, 15:35:12 UTC 2 years ago

А вот что будет, когда

А вотъ тогда и вспомните, какъ радовались смерти Традиціоннаго общества, ага.

[info]az_greshny

2 years ago

[info]vakomi

2 years ago

[info]sulfid

2 years ago

[info]sulfid

2 years ago

[info]sulfid

2 years ago

[info]unclebb

May 1 2010, 13:50:55 UTC 2 years ago

Все так.
Просто знаю, вижу что все так.
Маски падают, но все прикрывают глаза и делают вид, что не происходит ничего

[info]voodya

May 1 2010, 13:54:17 UTC 2 years ago

Спасибо, отлично сказано!

[info]puplikov

May 1 2010, 13:54:53 UTC 2 years ago

Поддерживаю, соглашаюсь и т.д. Браво!!

[info]fr_malabar

May 1 2010, 13:59:04 UTC 2 years ago

Спасибо! Сильно, хотя и грустно

[info]kurmashev

May 1 2010, 14:05:04 UTC 2 years ago

"целый пласт мысли попросту зачёркнут и запрещён вплоть до тюрем"
Сергей, а можно поконкретнее? Какой именно пласт мыслей зачеркнут и запрещен?
Что там еще, кроме запрета на отрицание Холокоста и прочей ерунды?

[info]kalugin

May 1 2010, 14:07:58 UTC 2 years ago

Ну, попробуйте прийти в Италии на философский факультет и процитировать Эволу.В тюрьму - не в тюрьму, но второй раз вам туда не зайти.

[info]ritovita

2 years ago

[info]kalugin

2 years ago

[info]ritovita

2 years ago

[info]artemorte

2 years ago

[info]ungamed

May 1 2010, 14:05:52 UTC 2 years ago

Не покидает ощущение, что этот пост развернутый вариант одной из строф "Вперед и Вверх", там где про жернова.

[info]_steve_m

May 1 2010, 14:19:00 UTC 2 years ago

как грустно
хотя и до боли похоже на правду

[info]olegen75

May 1 2010, 14:23:40 UTC 2 years ago

Да ну,люди не играют они просто живут,пытаясь взять тех благ земных до которых могут дотянуться.На закате римской империи люди тоже думали что конец света наступает,но тем не менее цивилизация до сих пор существует.Так и будет спираль за спиралью идти.

[info]kalugin

May 1 2010, 14:46:51 UTC 2 years ago

Возможно.Но вспомните,как кончился Рим.Возникла новая идея (христианство), на основе которой возник новый мир.Если бы я ощутил , где именно сейчас зарождается этот новый смысл - у меня сильно бы убавилось в жизни геморроя.

[info]olegen75

2 years ago

[info]kalugin

2 years ago

[info]olegen75

2 years ago

[info]kalugin

2 years ago

[info]olegen75

2 years ago

[info]kalugin

2 years ago

[info]olegen75

2 years ago

[info]kalugin

2 years ago

[info]olegen75

2 years ago

[info]kalugin

2 years ago

[info]olegen75

2 years ago

[info]arkhemlol

2 years ago

[info]qangel

2 years ago

[info]kalugin

2 years ago

[info]kalugin

2 years ago

[info]qangel

2 years ago

[info]snezhi

2 years ago

[info]qangel

2 years ago

[info]neon_fit

2 years ago

[info]karpion

2 years ago

[info]kalugin

2 years ago

[info]karpion

2 years ago

[info]naydar

May 1 2010, 14:28:51 UTC 2 years ago

смотрю вокруг, общаюсь с людьми, вот так глобально анализировать не умею. но вижу как каждый вокруг всем навязывает мысль "я есть и я ...(вписать требуемое)". пытается рассказать всю свою биографию, за исключением пары каких то моментов о которых таинственно качает головой, создавая ореол тайны. И у каждого есть четкое свое мнение об окружающем мире. исходя из которого он судит этот самый мир начиная с китайцев, заканчивая соседом в автобусе. создается ощущение что если промолчит - то исчезнет. гм. несколько сумбурно, но я тому что такое чувство что не все верят в то что существуют...

[info]kalugin

May 1 2010, 14:39:19 UTC 2 years ago

Умница.Да, именно так.

[info]naydar

2 years ago

[info]blessmaster

11 months ago

[info]jack_of_hearts_

May 1 2010, 14:34:33 UTC 2 years ago

Как-то всё в кучу. Ну вот есть технология, которая всё сдвигает и ускоряет. А есть жадность. А есть еще отсталость России от Европы. А есть еще стремление эту отсталость преодолеть. А еще проект Ивана Грозного и последователей "Святая Русь". И личная воля еще есть. Но не в кучу же! :)

[info]genetik

May 1 2010, 22:02:59 UTC 2 years ago

Этот пост был, видимо, не для космонавтов...
мы тут тоскуем, а вы там летаете в своих невоспоримых далях... по человечески говорить не разучились? ;)

[info]fitis

May 1 2010, 14:38:24 UTC 2 years ago

Слог подозрительно знаком.... Василь Иваныч, ты?!

[info]kalugin

May 1 2010, 14:40:04 UTC 2 years ago

Здорово, Петь.Как сам?

[info]tilir

May 1 2010, 14:40:15 UTC 2 years ago

...

Сергей, а так ли уж нужна идентичность в посттехнологическом обществе? Может быть даже лучше если скажем президент знает что он просто менеджер, которого на конкурсной основе наняли руководить страной и не лезет в вожди и отцы нации?

Ведь если ещё чуточку подумать, странная и страшная это вещь -- сохранившаяся идентичность в глобальном мире. Трактирщик Пьеро в седьмом поколении, наливающий граппу на 73-м этаже офисного здания и всегда готовый впарить доброму господину три корочки. Это даже не дикарь с дубиной на автобане. Это верблюд на леднике.

[info]kalugin

May 1 2010, 14:44:21 UTC 2 years ago

Re: ...

Ну, да. Я не то, что ностальгирую, я просто заебался в этом родовом канале торчать.Никак новый мир не высрется, сил нет уже:)

[info]blacklion

2 years ago

[info]ostsib

2 years ago

[info]olegen75

2 years ago

[info]ostsib

2 years ago

[info]germanostitois

May 1 2010, 14:47:45 UTC 2 years ago

Спасибо большое! Кто-то говорил, что святость заключается именно в понимании того как всё ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ...

[info]adedov

May 1 2010, 18:36:04 UTC 2 years ago

слово "святой" буквально означает "иной"

[info]adedov

2 years ago

[info]karpion

2 years ago

[info]adedov

1 year ago

[info]karpion

2 years ago

[info]karpion

2 years ago

[info]karpion

2 years ago

[info]blessmaster

11 months ago

[info]azura667

May 1 2010, 14:53:00 UTC 2 years ago

Сергей Александрович, вот благодаря таким людям, как вы, мы пытаемся что-то понять и ждем, а не прыгаем вниз головой с обрыва от чувства безысходности. Спасибо вам.

[info]kalugin

May 1 2010, 15:00:13 UTC 2 years ago

Кс-кс:)

[info]blacklion

May 1 2010, 15:03:18 UTC 2 years ago

Фантастический текст. Спасибо.

[info]ksuha13

May 1 2010, 15:10:05 UTC 2 years ago

Спасибо, очень ваш пост мне сегодня в тему. Я просто весь день вопрос пытаюсь сформулировать, а тут мне раз, и готовый ответ :)
Можно тогда уточняющий вопрос? Вот вы тут пишете:
"Просто сама идея искать опору вовне - абсурдна. Она в нас, и нигде больше. Всё остальное расползается в руках, течёт сквозь пальцы."
И что, никаких ориентиров?
Так же можно впасть в гордыню и утратить остатки адекватности.

[info]kalugin

May 1 2010, 18:05:57 UTC 2 years ago

Вы можете верить книге.Можете верить другому человеку.Можете доверять Богу или его священнику, но всё равно, за Вас никто не сделает выбор чему верить а чему нет. А вот именно от этой ответственности и норовит народ смыться, спрятаться за авторитет. "Ну, то были святые, куда нам до них.Мы люди маленькие".Знакомая песня?

[info]blessmaster

11 months ago

[info]nameless_child

May 1 2010, 15:27:57 UTC 2 years ago

не было никогда никакой определенности.
это иллюзорный миф, рожденный архетипом "золотого века", который разделяет подавляющее большинство т.н. "брахманов", т.е. людей, которую в силу обстоятельств были вынуждены в социальной данности начать размышлять и анализировать в ущерб удовольствиям и приобретениям.

для подавляющего большинства людей "определеность" не возникает как вопрос, поскольку их потребности не превосходят сами себя.

[info]kalugin

May 1 2010, 18:02:28 UTC 2 years ago

" которую в силу обстоятельств" - вот отсюда подробнее, плиз.Что же это за обстоятельства такие, при которых брахманы вместо того, чтобы брахманить сосут кеглю? Откуда они взялись? И ещё - приведите пример неиллюзорного мифа, пож.

[info]kalugin

2 years ago

[info]kalugin

2 years ago

[info]lory

2 years ago

[info]lory

2 years ago

[info]lory

2 years ago

[info]lory

2 years ago

[info]lory

2 years ago

[info]lory

2 years ago

[info]lory

2 years ago

[info]arkhemlol

2 years ago

[info]lory

2 years ago

[info]blessmaster

11 months ago

[info]starling_n

2 years ago

[info]kalugin

2 years ago

[info]labarra

2 years ago

[info]mizantrop_1

May 1 2010, 15:38:07 UTC 2 years ago

История описана давно и называется "Сиддхартха" :-)

[info]voeneg

May 1 2010, 15:43:23 UTC 2 years ago

Очень хорошо написано.
Это всё экзистенциалисты виноваты, это они придумали жизнь на модусы разбить и через смерть рассматривать. Тут уж с самим собой не отождествишься, не то, что с социальной ролью.

[info]velisaar

May 1 2010, 16:12:31 UTC 2 years ago

ну вообще идея рассматривать жизнь через самый радикальный ее компонент по своему хороша.

[info]jidigr

May 1 2010, 15:46:36 UTC 2 years ago

Под Кат, Пожалуйста...
Вы, ну вот вроде - сурьёзный дядька... а ведёте себя - как босяк... ((((((((((

[info]kalugin

May 1 2010, 17:57:27 UTC 2 years ago

Кат сакс

Deleted comment

[info]snezhi

May 6 2010, 07:51:54 UTC 2 years ago

)))))

[info]lu_for_friends

May 1 2010, 16:57:53 UTC 2 years ago

спасибо, очень здорово сформулировано и доведено до ума.

у меня только вопрос (вот по-честному): а рассчитан ли нормальный человек, не гигант мысли, не герой, не святой, на этот поиск опор внутри? хватит ли их? мне всё же кажется, в этом фишка человечества, что оно эти опоры накапливает. а раз так, грустно всё это и людей жалко.

[info]kalugin

May 1 2010, 18:18:22 UTC 2 years ago

Да нету никаких гигантов мысли, героев и святых. Есть человек, иногда пытающийся стать человеком. "Надлежит всем нам придти в полноту возраста Христова, мужа совершенна"(ап.Павел)ВСЕМ придти, ага?

[info]kalugin

2 years ago

[info]savled

2 years ago

[info]blessmaster

11 months ago

Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…