Сергей Калугинъ ([info]kalugin) wrote,
@ 2007-04-09 10:33:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Инструкция по выживанию на рок-концерте, часть вторая.
http://orgia.ru/contacts.php  - перед тем, как читать дальше, сходите по этой ссылке . Там есть кнопка "технический райдер" - скачайте и посмотрите вторую страничку . На ней схематически изображена сцена с расставленными на ней комбами и мониторами. "Линией" мониторов называется возможность организовать для музыканта уникальный необходимый ему баланс между звучанием тех или иных инструментов - кому-то нужно побольше вокала, кто-то просит добавить атаки от барабанов и т.п. В идеале этих линий должно быть столько же, сколько музыкантов стоит на сцене, но на практике, особенно на гастролях, их бывает всего ДВЕ. Тогда одну линию предоставляют барабанщику, а прочие музыканты вынуждены довольствоваться усреднённой второй линией, баланс которой никого в частности не устраивает. 
 Итак, музыкант на сцене слышит :1) Собственный комбик 2) комбики коллег 3) акустический грохот барабанов 4) свои мониторы, в которые ему подмешивают звучание тех инструментов, которые он плохо слышит или на которые ему нужно обращать особое внимание. Это в идеальных условиях , например - "Опен Эйр"а, то есть концерта на открытом воздухе. Но при концерте в замкнутом пространстве к звучанию этих источников добавляется ВОЗВРАТ ИЗ ЗАЛА - то есть идиотский гул и грохот, происходящий от того, что звуковые волны отражаются от стен помещения и обрушиваются на сцену, учиняя на ней хаос. Что же из этих источникое звука должен слышать зритель? Ответ  - НИЧЕГО. В идеале -ничего. Эти источники касаются ТОЛЬКО музыкантов и предназначены исключительно для них. Зрителю же надлежит слушать ПОРТАЛЫ. 
  Обращали внимание на огромные чёрные гробы, стоящие справа и слева от сцены? Это ПОРТАЛЫ, гигантские колонки с усилителями, обращённые на зал.Опять-таки, приципиально эти колонки ничем не отличаются от стоящих у вас дома, просто они очень большие и мощные. Все звуки, издаваемые комбиками, снимаются микрофонами с динамиков или шнурами непосредственно с усилителей комбиков(в этом случае звук собственно комбика слышит только сам музыкант на сцене, так часто снимают бас), на каждом барабане тоже укреплён специальный микрофон, тарелки снимаются двумя расположенными над барабанной установкой ОВЕРХЕДАМИ ( микрофонами), и вся эта прелесть отправляется в ПУЛЬТ, за которым сидит звукооператор. Пульт по-идее должен располагаться в середине зала( ведь оператор делает звук для публики, находящейся в зале, и должен слышать то, что слышит публика), но очень часто администрация клубов, озабоченная лишь продажей пива, на котором делаются основные деньги, обустраивает пульт по остаточному принципу - чтоб официантам не мешал. В результате в том же Б2 пульт долгие годы висел в углу справа под потолком, откуда вообще ничего слышно не было. Оператор был вынужден постоянно лазить вверх-вниз по лестнице после каждой корректировки звука, и всё равно ничего не получалось. Мы таскали с собой двух операторов с рациями, один из которых стоял внизу , в зале, и рассказывал второму на верхотуре, что ему делать. Пиздец. Слава Богу, до Б2 наконец что-то дошло и они спустили пульт в зал, где он сейчас и находится, а на пожарной каланче обустроили гнездо световику. Но верхом маразма в этом смысле был ныне почивший клуб Ю-Ту. В нем место оператора находилось на втором этаже ЗА СПИНОЙ МУЗЫКАНТОВ, ЗА СЦЕНОЙ. Клянусь, так и было. Мы ставили в зал микрофон, и оператор слушая его и опять-таки скача по лестнице вверх вниз ( а для этого обегать по коридорам нужно было весь клуб) пытался что-то отстраивать. Ладно . Допустим, всё хорошо, и пульт стоит в зале. 
  Оператор, получив на пульт сигналы комбиков и барабанов, пропускает их через ПРИБОРЫ ОБРАБОТКИ, то есть чистит, жмёт, вытягивает недостающее, убирает шум и т.п.Отстраивает все инструменты по громкости,отруливает на каждом инструменте необходимые частоты чтобы всех было слышно и никто никому не мешал. А потом раскидывает звук в ПОРТАЛЫ - именно этот откорректированный высветленный звук  и должна слышать публика. Так и происходит - при условии, что мы присутствуем на Опен-Эйре где-нибудь под Лондоном, или, на худой конец, на концерте "Арии" в Луже. Но если мы с вами находимся в московском, или еще хлеще - усть-каменногорском рок -клубе , картина получается СААААВСЕМ другая. Настолько "савсем", что.....В общем, это всё была присказка, без которой смысл собственно сказки был бы непонятен непосвящённому. Итак, сказка начинается.....
 
  Продолжение следует.



(26 comments) - (Post a new comment)

оффт
[info]heleine
2007-04-09 08:38 am UTC (link)
С днём рождения! :)

(Reply to this)


[info]_tsukasa
2007-04-09 08:57 am UTC (link)
Сергей, ты меня просто просвещаешь. Теперь я знаю гораздо больше про всеэти концертные штуки, которые регулярно вижу в нашем финском клубе (особенно мне было интересно про маленький пульт сбоку от сцены, который в итоге для мониторов).

Как упакован клуб, можно почитать тут (правда, в pdf):
http://www.teatria.com/info/teatria%20big%20stage.pdf
http://www.teatria.com/info/teatria%20small%20stage.pdf

Жаль, что даже в богатой Москве такая лажа со звуком до сих пор...

(Reply to this) (Thread)


[info]_tsukasa
2007-04-09 11:19 am UTC (link)
ЗЫ С днем рождения конечно же ;))))
У меня вот позавчера был... 8)

(Reply to this) (Parent)


[info]grey_koala
2007-04-09 08:58 am UTC (link)
Спасибо за то, что вы это пишете, очень интересно читать "инсайд".
А вот еще вопрос: насколько красота звука группы зависит от ее финансовых возможностей? Есть ли здесь прямая зависимость? Мы просто тут с подругой общались, и она говорила как раз про прямую зависимость.

(Reply to this) (Thread)


[info]kalugin
2007-04-09 09:08 am UTC (link)
Впрямую.Прямее не бывает.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ex_gilmor302
2007-04-09 12:00 pm UTC (link)
То есть, например, два исполнителя с двумя инструментами в принципе не могут дать более красивый звук, чем два исполнителя погаже с двумя инструментами поплоше, но с большим и толстым кошельком?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]piton_rayder
2007-04-09 02:10 pm UTC (link)
Не стоит утрировать.
Два исполнителя (имеются ввиду люди умеющие играть) могут дать красивый звук!
Если этим же людям дать инструменты похуже - и звук будет похуже.
А если Эти-же самые исполнители задумали не просто поиграть дома, а донести своё искусство ДО ЛЮДЕЙ - здесь от финансов зависит очень многое! И инструменты, способные звучать качественно в руках мастеров, и комбики и стэки гитарные соответствующего качества и мощьности, а не те, на которые денег хватило, и специальные микрофоны для акустических инструментов! (Это, кстати, всецело задача музыканта - изучить свой инструмент и подобрать к нему микрофон, если он нужен специфический!!!)
Как отрицательный пример - виртуоз со скрипкой Страдивари, не желающий портить инструмент имеющимся в клубе микрофоном, который клеится на специальную смолу (не оставляющую следов после снятия микрофона).
Снять в среднем и маленьком клубе скрипку микрофоном с журавля можно, но звучать пафосно как СТРАДИВАРИ она будет едва-ли.

(Reply to this) (Parent)


[info]mipan
2007-04-09 08:58 am UTC (link)
Сергей, поправьте ссылку. Лишняя 'р'.
И...с днем рожденья.)

(Reply to this) (Thread)


[info]kalugin
2007-04-09 09:06 am UTC (link)
Спасибо! Щаз поправлю.

(Reply to this) (Parent)


[info]den_shi
2007-04-09 09:15 am UTC (link)
Серега, с днем рождения!!!
Ты - лучший ))))

(Reply to this)

С Днём!
[info]trapper_n
2007-04-09 09:30 am UTC (link)
Сергей Александрович! Для избежания оффтопа, создайте пожалуйста сообщение, в котором восхвалили бы достигнутое вами количество лет вашей жизни, в целях тотального комментирования этого сообщения ;-).

(Reply to this)


[info]laiska
2007-04-09 09:32 am UTC (link)
Превосходно! С Днём рождения;0)))

(Reply to this)


[info]old_pionear
2007-04-09 11:06 am UTC (link)
С днем рождения, Сказочник!
(ни грамма иронии в обращении, все серьезно)

(Reply to this)


[info]voeneg
2007-04-09 11:09 am UTC (link)
С днём рождения, Сергей!

Да, Ю-ту Вы напомнили и мне аж поплохело.
Вообще, "клуп" был приспособлен только для плохонького глэма.

(Reply to this)

Хм-м-м....
[info]evil_gr
2007-04-09 12:21 pm UTC (link)
А почему звукорежиссер не может строить звук, находясь в отдельном помещении и ориентируясь по собственным мониторам? Соответственно, все что он наруливает на свои мониторы, пускается практически без изменений на порталы с соответствующим усилением мощности. Если тому виной индивидуальное поведение порталов в помещении, то выход на них можно настроить раз и навсегда, чтобы картины, которые идут на звукорежиссерские мониторы и на порталы, были эквивалентными.
Обычно во всяких многофункциональных ДК (и, кстати, это же было в Горбушке, не знаю, как сейчас) он так и сидит наверху, за стеклом. Что в этом плохого?

(Reply to this) (Thread)

Re: Хм-м-м....
[info]piton_rayder
2007-04-09 01:47 pm UTC (link)
Как концертный звукорежиссёр могу откомментировать так - на звук в операторской не влияет почти ничего (если она звукоизолирована от зала), а на звук в зале влияет слишком много динамически изменяющихся факторов, как то детали интерьера, интенсивность и давление воздушных потоков (вентиляция), ну и конечно сами люди, находящиеся в зале!чтобы отдуть помешения операторской и зала относительно похоже по звуку - необходимо оборудование стоимостью от 3000$ до 5000$ и ещё человек. который умеет им пользоваться.
Возможна ситуация, когда зал обладает и тем, и другим, но напрашивается неутешительный вывод о стоимости и концертном статусе данного зала, да и такой зал может не задействоваль эти процедуры для проведения недорогого концерта...
Иногда клубы среднего класса просто вызывают специалистов из саундстудий, чтобы хоть как-то усреднённо отстроить частоные характеристики звука в зале...

А вот среднестатистическая ситуация на концертах такова - не раскрученные и не богатые группы надеются, что клубный звукач отрулит нормально, а про аппаратуру вообще практически не вникают... Что из этого получается - все слышат... Штатные звукорежи клубов знают зал, но им пофигу звучание группы...
Нормальная взрослая группа привозит с собой своего звукооператора, который знает материал и разбирается в аппаратуре, но может не учитывать нюансов звука в зале...
И здесь начинается борьба за нормальный (а в идеале за хороший) звук!

При размерах горбушки и их мощьностях факторы, критично влияющие на качество звука в зале ничтожно малы.

(Reply to this) (Parent)


[info]igor_l
2007-04-09 05:46 pm UTC (link)
С Юбилеем! Желаю Вам придумать и осуществить море интересных идей, и чтоб Ария всегда только на разогреве у Оргии играла. :-)

(Reply to this)


[info]trapper_n
2007-04-09 05:55 pm UTC (link)
С Днём вас, Сергей Александрович!
Говорят, в вашем возрасте жизнь только начинается. Желаю вам, чтобы, на какой бы мост вы в своей жизни не наступили, его прочность после этого возводилась в абсолют! Пусть все ваши дороги будут прямыми и правильными! И огромный риспект вам за то, что вы живёте не бездейственно.

(Reply to this)


[info]globalizator
2007-04-09 07:45 pm UTC (link)
Да, такое бывает сплошь и рядом.. два исключения за всю жизнь - это один концерт в кремлёвском дворце съездов - очень хорошо звук отстроили, да ещё один в Одессе, один из последних концертов Арии с Кипеловым.. всё остальное для моего идеального слуха звучит довольно похабно, поэтому предпочитаю слушать дома в ХОРОШИХ мониторных наушниках :-)
И присоединяюсь к поздравлениям! С днюхой!

(Reply to this)


[info]bostontea
2007-04-09 09:25 pm UTC (link)
Да не главное это. в конце концов. Говорю как рок-музыкант

(Reply to this) (Thread)


[info]luft_7
2007-04-10 09:16 am UTC (link)
Знаете, можно, к примеру учить иностранный язык по школьному словарю в три или даже пять тысяч слов. И дальше говорить, что все остальное не нужно, не главное. Простую мысль донести сможете. НО в нормальном словаре минимум 30 000 слов и выражений. А есть еще и специализированные, тематические, словари. И если человек хочет рассуждать на более сложные темы, чем погода (даже не погодные явления, между прочим), ему необходимо владеть соответствующим вокабуляром и знать законы управления, чтобы каши не вышло. И чтобы с пониманием читать Томаса Манна и отличать его от Ремарка и получать удовольствие от прочтения, тоже.
С древности залы и площадки, где предполагалось исполнять музыку, строились и обустраивались по своим особым законам.
И музыканты рассаживаются в оркестре не абы как.
Не вижу принципиальной разницы.

(Reply to this) (Parent)


[info]bostontea
2007-04-09 09:26 pm UTC (link)
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

(Reply to this)


[info]mlook
2007-04-11 08:10 pm UTC (link)

(Reply to this)


[info]july_gormlait
2007-04-13 08:55 am UTC (link)
"Но верхом маразма в этом смысле был ныне почивший клуб Ю-Ту. В нем место оператора находилось на втором этаже ЗА СПИНОЙ МУЗЫКАНТОВ, ЗА СЦЕНОЙ. Клянусь, так и было."
Клую уже жив и в нём всё так же осталось)))))

(Reply to this)


[info]true_3pac
2007-04-20 10:55 pm UTC (link)
моя родина- "Усть-Каменогорск". С одной "Н".

(Reply to this)

впечатлило! :)
[info]en_elbereth
2007-05-28 07:03 pm UTC (link)
Спасибо за информацию!!! очень интересно! я теперь понимаю что куда и что к чему. а то сами музыканты ну никак не хотят объяснять что это за "черные ящички" у них под ногами и что происходит со звуком на сцене. или отвечают. но так, что ничегошеньки не ясно. но теперь то я знаю :)))) довольная...)))

(Reply to this)


(26 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…