Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Продолжаем игру

 Под катом - эссе. Ваша задача  - не пользуясь гуглом и т.п. определить автора и своё к нему отношение. Итак:  

Сердце Святой Руси 
Collapse )

АР, блиц

 Циркуль, фартук, мастерок… Каковы Ваши отношения с масонством вообще и с регулярным масонством в лице Великой Ложи России в частности?
Если не секрет, конечно :)

Акация мне известна:)Шютка. На самом деле я один раз, много лет назад, приезжал в ....Большой Русский Город по приглашению местной масонской ложи.Только они к ВЛР, по-моему, не имели отношения, у них другая линия преемственности. Смешные ребята. Ну, то есть люди как люди. Что, в общем, неудивительно. Я так понимаю, что масоны у нас делятся на две категории. Одни - это политики и банкиры, которые ни в Бога, ни в чёрта, ни в циркуль с фартуком и Архитектором впридачу не верят и озабочены только баблом и властью. И есть другие, по другим линиям, которые в рваных джисах сидят, ужинают кефиром с булкой  и пишут "зодческие" работы о мистицизме Ассирийской Церкви Востока и очень обижаются, когда читают про то, что они весь мир зохавали. 

Или даже так: почему нельзя сказать, что наскальная живопись в пещере рефлексирует охоту на бизона?)) Рефлективное это искусство или нет?

Она не рефлексирует. Она магически заклинает бизона, чтоб он благополучно принял в себя нужное кол-во копий и стрел и племя накормил. Для этого нужно нарисовать бизона очень хорошо и безлично, чтобы рисунок являл собой идею бизона. Его Дух. Это должен быть ИСТИННЫЙ БИЗОН, а не бизон, преломленный через дурацкое сознание художника.Чтобы такого бизона нарисовать, художник прежде всего должен осовободиться от себя. Иначе стрела не попадёт, и шаман даст в глаз. Это и есть нерефлективное искусство как оно есть. Нерефлективное - это храмовое, мистериальное. Икона не отражает личные заморочки иконописца, она отражает Дух. Нерефлективное искусство нужно для конкретного дела, поэтому личность художника в нём не важна. Важно то бессмертное, что в художнике живёт, то есть Дух.

В песне "Дорога Ворона" я слышал варган (0:18-0:35 и 3:29-3:46). Ещё слышал варган в альбоме "Nigredo", в композиции "Рассказ Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу".

Как этот инструмент попал в ваше творчество? Что именно за варганы использовались для записи (какой мастерской, региона)? Играете ли вы на варгане сами и что вообще думаете об этом инструменте? (-:

P.S. Особенно интересно было бы узнать, какой варган использовался в "Рассказе Короля-Ондатры".


Это я настоял, чтобы Юрка во вступлении "Ворона"  на варгане наиграл. Он чудом его не забыл на запись, и чудом варган оказался нужной тональности (всё делалось по-русски, в последний момент). Варган сам по себе не фонтан, не знаю, откуда он у Юрки. У Юрки много чего есть. А вот Лопатин мне тогда самому крышу снёс, я не предполагал варган задействовать. С тех пор я его и полюбил, ибо магичен. Но какой был у Лопатина, я не помню.Точно не вьетнамский. Вьетнамский есть у нашего Тёмы, надо будет задействовать. В общем, отношение у меня к варгану, как у Толстого к балалайке, на которой, как известно, он играть очень любил, но не умел. И, пиша "Войну и Мир", думал :"Тень-дер-лень-тень-тень!".

Сергей, как к вам пришла аналогия Бог - мальчик над пропастью во ржи, catcher in the rye. Очень хотелось бы узнать ваш ход мыслей.
Прослушала новый альбом не так давно, и меня не отпускает эта песня, хотя слышала её несколько раз на концертах. Расскажите, если не сложно.

 
Меня к моменту написания давно преследовала мысль о том, что мы все прибегаем к Богу в надежде, что Он защитит, и не думаем о том, что Его нужно защищать. Я думал о жирафах и морских котиках, и о хомяках, и о мыши-малютке. И о том, что именно в раннем детстве человек чувствует Бога как Он есть, а не как мы тут о Нем думаем, рисуя грозных Пантократоров. И о том, какой нежностью нужно обладать, чтобы создать этот мир, с его синими китами, рассветами и приливами. То, что звери друг за другом гоняются, - ну да, такая игра. Нам она кажется жестокой... Но, быть может, это от того, что мы не понимаем природу смерти. А может, и правда мир повреждён, потому что ребёнок не может смириться со смертью и всё подбрасывает в воздух мёртвого стрижа в надежде, что тот полетит... Так это сам Бог его подбрасывает, потому, что Он - в ребёнке. И святые всех народов, старцы суфийские, даосские или православные - все отмечали в них детскость. Дети-старики с ясными глазами. И Христос сказал  о детях, что "их есть Царствие Небесное". Да и самого Христа мы чаще всего видим как младенца на руках Марии. "Был у Христа-младенца сад...." А мать Мария в концлагере перед смертью писала удивительную икону - Богородица держит на руках распятие, к которому прибит Младенец.  Как-то так.

Ой вэй, ви тока посмотгите, какое добго пгопадает!!!)

 В "Бороде" под последним постом завязалась интересная дискуссия, я на неё положил немало сил.  Републикую здесь, слегка редактанув,самое интересное.Так сказать, чтобы чтобы зря не пропадало.
 

Я тогда тоже задам вопрос. Веришь ли ты в наличие у произведений искусства объективных критериев качества. И что это за критерии?
В смысле, фраза "это произведение талантливое, а то - отстой" выражает только лишь личные симпатии говорящего или что-то еще?

                Конечно верю, они есть. Мироздание гармонично, и даже имеющаяся в нём дисгармония есть гармония более тонкого порядка.До этого докопались в последнее время даже физики - они говорят о "гармонии хаоса". Произведение искусства есть исследование мировой гармонии, в той же степени, в какой таким исследованием является математическая теория. Для того, чтобы такое исследование состоялось, художник должен быть беспристрастен не менее, чем математик. Всякое внесение отсебятины - то есть страстей - делает исследование невозможным. Для того, чтобы достигнуть цели нужно иметь в виду эту цель, а не что-либо ещё. Всякая попытка решить за счёт произведения какие-либо личные проблемы (деньги, власть, секс, гордость, слава) приводят к краху. Неудачное произведение - это произведение замусоренное подобными мотивами.

Каждый человек, занимающийся искусством, решает через него какие-то свои личные проблемы. А иначе зачем? Проще сходить пивка попить, чем "Джоконду" ваять.


                 Collapse )

Армянское радио спрашивают, часть не помню уже какая.

 
Вопрос:

Вы про нерефлективное искусство допишите. А то с бодуна дико интересно стало. В Сибири вы уже были. А в другое место ссылки - Астрахань заехать не собираетесь?

Ответ:


                В Астрахань нас пока, к сожалению, не звали. А про нерефлективное искусство - попробую изложить, не слишком растекшись мысию по древу.
               То, что я сейчас скажу, не претендует на оригинальность, скорее всего, я с грохотом открою пару америк и изобрету велосипед. Я ж не искусствовед и Бахтина не читал, к стыду своему. Это просто несколько мыслей по ходу чтения негативных критических отзывов о нашем новом альбоме. Их, по счастью, не так уж много (критических отзывов, а не мыслей:), но они характерны. Я пытался понять, откуда та судорога омерзения, которая характерна для критикующих.
               Я думал о том, что современные люди в большинстве своём ищут и ценят в искусстве прежде всего рефлексию - если понимать этот термин как " Размышление о своих чувствах, анализ своих переживаний" (толковый словарь). То есть людям тонким, чувствующим, но при этом не знакомым с Духом и Его проявлениями, в искусстве нужна психология, жизнь души. Рефлексия - достаточно позднее изобретение. Психологическая проза, самоанализ приходят в тот момент, когда расцвет гуманизма глушит в людях самое воспоминание о жизни Духа, с одной стороны, и привлекает внимание к жизни души, с другой. Это время, когда на трон возводится личность - в её позднем понимании. Культ человека как автономной персоны и отвержение религии - вот, что делает психологию близкой и интересной каждому. В психологии же люди ищут прежде всего УТЕШЕНИЯ. Им важно знать, что их самоощущение, их терзания и душевная сумятица не уникальны, что другие люди страдали, как и они. Это даёт ощущение поддержки : "Да, парень, такие дела, парень, жизнь говно, парень, но ничего - мы ещё поскрипим, ведь так, парень? Ведь если вдуматься - всё не так уж плохо , парень...." 
             В мире полно тонких и достаточно глубоких произведений, дающих такого рода утешения оставшимся  без Бога одиноким людям. Подобное искусство подобно рюмке текилы после трудного дня - да, собственно, под текилку оно и идёт отлично. Наливаешь рюмаху, ставишь Уэйтса или Сильвиана и...рефлексируешь.И релаксируешь. И вроде как можно жить дальше. Я сам люблю подобные вещи, что греха таить. И Сильвиана, и текилу. Но вот тем, кто знает и любит ТОЛЬКО музыку под текилку, при всей их тонкости, - наша музыка глубоко омерзительна. Причина проста -  у нас нет рефлексии. Вообще. Нет личности в том понимании, какое вкладывает в это понятие гуманистическое сознание. А современный человек, давно оторвавшийся от корней, знает только один тип нерефлективного искусства, только один способ уйти от личности, её частной жизни, её обособленности и сосредоточенности на себе.
             Это путь не вверх, а вниз, не превышение личности - как в средневековом искусстве, а растворение её в сфере социального. То есть путь растворения в массе, в идеологии. Искусство , соответствующее такому сознанию, есть искусство политическое, это плакат. Это заказные полотна столпов соцреализма и их аналоги в иных тотальных политических движениях. Плакат же характерен прежде всего тем, что он полностью игнорирует человеческую индивидуальность и при этом ПРИЗЫВАЕТ зрителя к каким-либо нужным с точки зрения идеологии действиям. Зовёт презреть себя и сгореть в танке на благо родной партии и лично вождя. 
            И вот, когда современный человек сталкивается с произведением, в котором нет психологии, нет личности, но есть призыв,  в человеке  немедленно срабатывает наработанный маркер .Плакат!  Он видит такое произведение как плакат. И немедленно показывает ему факулю. Поскольку век 20й отлично дал понять человечеству цену идеологиям,  вождям , партиям и плакатам. Человек видит в таком произведении покушение на свою частную жизнь, на свою и так рассыпающуюся под ежедневными ударами Небытия индивидуальность. А право на частную жизнь им отвоёвано 200ми миллионами трупов жертв идеологий 20 века. И этого права он не уступит. Он слишко хорошо знает, что следует за энтузиазмом - танк, в котором ты сгораешь, а кто-то хищно потирает ручки. И нашего премудрого пескаря больше не проведёшь на мякине. Он придёт домой, нальёт текилки и будеть утешаться тонкими, ничего от него не требующими ( разве что мягко советующими быть терпимее к себе,людям и миру) произведениями.
           Современный человек так давно лишился Бога, что даже не подозревает о существовании иных, кроме политического плаката, форм нерефлективного искусства. У него просто нет органа для восприятия искусства храмового, мистериального, эпического. Этот орган атрофировался за ненадобностью. По возможности такой человек старается рассматриватть мистериальное искусство как хитрожопополитическое, повторяя зады гуманистической критики 200летней давности, пошлости Вольтера и Дидро - а чаще Лео Таксиля и революционных идеологов (при том, что революцию он, как честный обыватель, ненавидит, - такой вот парадокс). Религия, таким образом, приравнивается им к идеологии, прикрывающей корыстные интересы алчных попов, а мистериальное искусство - к плакату, призывающему нести в храм их кровные, с трудом заработанные денюжки. 
    В тех же случаях, когда такую спекуляцию проделать затруднительно, например, в силу того, что художник умер слишком давно, а его величие признано все человечеством, применяется иной способ примирить его произведение со своим восприятием - через психологию и рефлексию. Отсюда бесконечный интерес к личным подробностям из жизни художника. Народ желает знать, не был ли Филиппо Липпи пидорасом, была ли у него несчастная любовь, и пил ли он горькую, был богат или нищ, пиздил ли он слугу (а может, всё-таки пидорас? Это бы сразу ВСЁ объяснило!).
        Ну, судите сами - ведь не был же Липпи идиотом, чтобы искренне малевать плакаты на благо родной Церкви и лично товарища Папы? Не был, разумеется, иначе весь мир не считал бы его великим художником и его картины не стоили бы таких лютых бабок. Значит, вариант возрожденческих кукрыниксов отметаем. А какого же лешего он тут нам представляет Мадонну, в которую, как разумный человек, наверняка не верил? (Современный человек наивно приписывает собственные представления о разумности людям прошлого). Значит , был мотив. Мотивчик. Наверное, он любил какую-то бабу, и вот таким образом её хитро увековечил. Пущай моя баба в церкви висит, и все на неё пялятся! Страдал, небось, бедный! Ах, вы говорите есть намёки, что он пидорас? Слава Богу, теперь ВСЁ ПОНЯТНО! Ежели каждый день в булки долбиться, то и не такого ещё нарисуешь! 
     И человек успокаивается. Мотив найден. Можно пойти, накатить текилки и заслушать новый альбом Уэйтса. Там всё так ТОНКО:). 
Значит ли это, что Бога нет в Сильвиане с Уэйтсом? Конечно есть! . Его там полно.  Он там вовсю светится сквозь чашку, вилку, папиросу, удар по морде, одинокий вечер, бессмысленную блядку....Но современный человек этот свет не видит. Он его подсознательно ощущает, и только в таком виде, растворённым в чашке и папиросе , и может усвоить. Брюхо у нынешних слабое. Попытки влепить непосредственно Светом, неопосредованным частными подробностями, вызывает немедленный рвотный рефлекс. 
    "Пафос! Какой отвратительный пафос!" - вот и вся критика. Пафос - значит плакат. Плакат - значит в жопу. 
Люди ищут одобрения, им хочется услышать, что они не так уж плохи, что им можно остаться такими, как есть. И им нестерпимо слышать, что кто-то имеет наглость утверждать, что они ужасны и необходимо меняться. А мистериальное искусство именно это и утверждает. Людей сдувает с поверхности планеты, им хочется забыться, поверить, что их дом здесь, и мирно обжить его, не думая о смерти. А мистериальное искусство тычет их в смерть прямо мордой, постоянно напоминает, что они здесь только на минуту, и дом - в Небе и больше нигде. Люди не хотят никаких призывов - а эпос зовёт в бой за Святую Землю. Люди не хотят никакой истины, поскольку истина подразумевает, что во имя неё нужно умирать. А современный человек находит утешение в том, что истина у каждого своя ( а это значит , что никакой истины нет), поэтому не нужно никуда бежать с трудным лицом и погибать неведомо за что. И если кто-то куда-то зовёт - то это точно хитрый политикан. 
     Лет в 12, впрочем, им всем тоже мерещилось что-то такое....В духе Крестовых Походов....Но это было давно, они повзрослели и поумнели. И знают цену всем этим призывам и призывчикам. Впрочем, не все, кто зовут, однозначно гады. Есть те, кто просто не вырос. "ОП - это для тех, кто застрял в вечном пубертате", как сказал один такой  милосердный. Пожалел убогих. Психология, хуле...Она всё объясняет. 

  ЗЫ: Есть в наш адрес и панегирики от тех, кто по сути воспринимает так же, но с обратным знаком. То есть человек тоже видит ПЛАКАТ, но этот плакат ему нравится, в отличие от.  Нравится наш "плакат" народу социально озабоченному, в отличие от тонких ценителей музыки под текилку, которые политику презирают.  Социально озабоченный же пьёт водку, в музыке вообще не шарит, слушает марши и чудовищных бардов с текстами про Святую Русь....
         А тонкие ценители нас тоже записывают в категорию маршей и чудовищных бардов, для этого им приходится утверждать, что у нас никакой музыки нет и не было никогда. Это трудно, но, как показывает практика, - возможно. Вот слушает человек - и не слышит. Слышит набор трубных звуков, а музыку -нет. Хотя вроде бы вменяемый, только что отслушал и прокомментировал альбом Дживана Гаспаряна. А знаете, почему не слышит? НЕ ХОЧЕТ. Потому, что если услышит - придётся принять к сведению О ЧЁМ ЭТО ВСЁ. А это - чревато.

Несло по Жиже, часть 1я.

 Благословясь, приступим.Строго и последовательно. Итак, армянское радио спрашивают : 

  

Мне вот всегда было интересно, откуда получаются серьезные и религиозные в глубине песни. Какие при этом должны быть (или просто бывают отношения с верой. Или у кого-то (не у Вас) это может быть почти случайностью?

Атвэчаем :

                              Поскольку такой вопрос вряд ли был бы задан Борису Моисееву, следует сначала определиться, как реагировать на заключённый в вопросе скрытый комплимент. Если тупо (типа, скромно)  его не заметить, то немедленно отыщутся доброжелатели с полным ушатом сарказма. Поэтому говорю этим химерическим доброжелателям: да, фак вас  разэтак, мы пишем серьезные и религиозные в глубине песни,  и именно поэтому мне задают такие вопросы, за что задающему - спасибо , а вы идите, накатите текилки, а ответ можете не читать. 
                             По существу же вопроса могу ответить следующее. Не только песни, но и вообще искусство берётся буквально ниоткуда. Из той самой шуньяты-пустоты, которая содержит в себе все потенции. Разумеется на стадии воплощения творение облекается оболочками, происхождение которых - наш мир. Но изначальный импульс - пустотен. Он подобен ощущению, которое вы испытываете только что прочтя и захлопнув потрясшую вас книгу или посмотрев фильм или прослушав симфонию.
                 В этот момент вы не помните ни сюжета, ни героев - в вас живёт точечное ощущение произведённого на вас воздействия. Вы, как это принято говорить, охуеваете. Вот тут происходит точно то же самое, только в обратной последовательности. Вы сначала охуеваете ни с того ни с сего, а потом воплощаете это охуение в конкретную идею, которую заключаете в конкретный культурный код (по вкусу), в конкретную историю, героев, гармонию, мелодию. Тут - сфера ремесла. Если вы мастер, то вы сможете донести посетившее вас охуение до воспринимающего. Соответственно вы можете видеть, что начальный импульс не подразумевает однозначного воплощения. Его можно воплотить миллионом различных способов, рассказывая разные истории, из разных времён, - что уж говорить об аранжировке или форме. Главное - не дать импульсу огрубеть и затеряться, но, напротив, построить ему дом, в котором он согласился бы жить.  По возможности - бесконечно.
             Отсюда вытекает два вопроса: как научиться охуевать и как воплощать охуение. Заменим термин охуение на термин Ангел - так точнее. Для ловли ангелов необходимо развить охотничий нюх. Необходимо наработать орган, который будет воспринимать ангела. Для того, чтобы поймать оленя, нужно для начала научиться видеть оленя, не говоря уже о том, чтобы определять его следы. Нарабатывается это умение восприятием - нужно много читать, смотреть, путешествовать, учиться глубоко переживать весть, заключённую художниками прошлого и настоящего в их творения. Нужно научиться видеть ангелов уже заключённых в созданные художниками домики. И только потом ты научишься видеть ангелов без домиков. Нужно учиться пить мистику окружающего - например, Муратов в своих итальянских впечатлениях в этом смысле великолепен. Созерцание природы - первостепенно. Величайший из художников - Бог. 
             И второе - нарабатывать мастерство в одном или нескольких видах искусств, для того, чтобы, когда тебе удастся ухватить пролетающего мимо ангела, не упустить его, а приручить и подарить всем. А что же вера ? Без веры поймать ангела можно, но нельзя понять, что же ты такое сделал. Такой художник интуитивен, у него сегодня получается, а завтра - нет, и он даже толком не может понять, получилось ли у него сегодня. Он идёт вслепую, ловя руками воздух. Поскольку у нас тут из ангелов прямо суп какой-то,  ему  порой удаётся выхватить из пустоты что-то, чего он сам понять не может, и, ощупав, сколотить скворечник. В общем, без веры мы имеем творческие кризисы: пришло вдохновение - ушло вдохновение, запои и сардонический хохот на фоне бушующих волн. Короче, такой художник - идиот. Гениальный, быть может, но идиот. Лучше видеть ясно. Вера даёт эту остроту зрения. Поскольку её природа и природа ангелов - одно. 

  нас спрашивают :



Тогда такой вопрос: что важнее для человеческой души - честь или правда? (разные вещи, но, да, совместимые)
Просто у меня сейчас появилась такая жизненная ситуация, когда нужно выбрать одно из этих двух вариантов, и вот интересно было бы услышать мнение умного человека. Может я действительно слона не замечаю...

Атвэчаем :

К сожалению, не зная конкретной ситуации, не зная, что вы вкладываете в понятие "честь" и в понятие "правда", ответить на этот вопрос невозможно. Отделаться ходульной благоглупостию в духе : "подлинная честь не может противоречить правде"  было бы стыдно. Поэтому дай вам Бог мудрости и душевной стойкости - кроме этого пожелания  мне нечего вам предложить. Удачи.



  нас спрашивают :

Сергей, как ты мог бы оценить своё (и ваше групповое) творчество со стороны? Я имею ввиду, что вот есть группы, есть персоналии в России и в мире. Как в этой общей картинке ты видишь себя и "ОП"? Надеюсь, выразился не очень мутно.

Атвэчаем :

Я думаю, что наша группа глубоко родственна таким проектам, как "Раммштайн", "Мьюз", "Слипкнот", "Май Кемикал Романс", "Систем оф зе Доун"(хотя последняя не выдержала). Эти группы - наши ровесники ( по времени образования), их творческий метод и взгляд на мир  очень близки нашему. Это искусство, идущее за постмодерном. Я как-то определил это так : если искусство модерна можно определить избитым образом клоуна, рыдающего под смеющейся маской, если постмодерн - это клоун, смеющийся под  рыдающей маской, то новое искусство - это клоун, рыдающий под рыдающей маской.  Более подробно это будет раскрыто в большом интервью, которое я дал бразильскому порталу Progshine.com . Когда его опубликуют, я, разумеется, дам ссылку и русский вариант представлю здесь, потерпите немного (на правах анонса:)

У моих друзей выставка, велкам!

Татьяна и Дмитрий Холево приглашают Вас на выставку "Наблюдение объёмов" (живопись и керамика), в галерею "Измайлово" по адресу: Измайловский проезд, д.4 (м. Партизанская, трол. 22 - 2 ост. от центра)
Выставка продлится до конца мая.
Галерея работает с 11 до 19, выходные: понед., вторник

Фоток работ к сожалению у меня нет, но выставка классная, я там был и всех приглашаю! Кстати, самая феерическая Димкина работа ( керамика) называется...Das Boot:)))) Увидеть это стоит:))))

Да, и ещё

одна претензия, которую нельзя не отметить, поскольку она совершенно справедлива - символика. Многим эстетически продвинутым не понравились баннеры. Да, признаю. Поспешили, сляпали второпях, на коленке. Лоханулись, в общем. Но промедление было недопустимо после той волны откликов о мытье полов философами, я так считаю. По крайней мере для меня - если бы я стал всерьёз работать с художниками, а это пара недель минимум - остыл бы, плюнул на всё и публиковать ничего не стал. А так - у вас есть место для проявления инициативы. Предлагайте, если можете лучше. А то действительно нелепо получилось - в качестве того, что предлагается отствивать вывесил гениальную картину, а баннеры простецкие. Вон, девочка отличную рыбку изобразила - может, кто предложит более утончённый шрифт, или слоган, или фон , или звёздочку похитрее измыслит. Велкам!